sg59 (sg59) wrote,
sg59
sg59

Categories:

Сан Хуан де ла Пенья. Старый монастырь.

Монастырей два - старый и новый, в котором музей. Сначала про старый.







...В давние-давние времена, а точнее, в конце 7-го века, когда на Пиренейском полуострове еще не знали, кто такие мавры, в небольшом арагонском селении Атарес жил благородный дон Хуан. Жил, надо сказать, безбедно. И вдруг, ни с того ни с сего, без каких бы то ни было видимых причин, его охватило большое религиозное чувство. И, сменив добротные одежды на скромное рубище кающегося грешника, дон Хуан оставил свой дом, поселившись в пещере в горной Сьерре, неподалеку от родного селения. Соорудил скромное деревянное распятие и часами молился перед ним.






Однажды, во время молитвы, он услышал шаги, обернулся и с удивлением увидел входящего в пещеру богато одетого кабальеро.
- Бедный Дон Хуан! - воскликнул кабальеро! – Скинь свои лохмотья! Оденься, как прежде в пурпур и золото. Пойдем со мной, и я покажу тебе, какая судьба может ожидать тебя.
Этим кабальеро был никто иной, как сам Люцифер. Он взял дона Хуана за руку и подвел к выходу из пещеры. Раздался сильный грохот, как во время землетрясения . Горы начали двигаться и прямо на глазах из них формировались колонны, капители, арки, купола, стены и полы, объединяясь в большой прекрасный дворец. Люцифер сказал:
- Вот видишь, что я могу сделать для тебя. Так откажись от Бога, которому нравится видеть тебя здесь в нищенском одеянии.
Дон Хуан начал читать «Отче наш» и потерял сознание. Очнувшись, он увидел, что Люцифер исчез, а на его месте появился ангел. И вновь послышался страшный рев, на этот раз роскошный дворец развалился и с грохотом обрушился на дно долины. А ангел сказал:
- Тот, кто приходил сюда – враг Бога. Он приходил, чтобы соблазнить и погубить тебя.
А теперь спустись немного ниже и найдешь еще одну большую пещеру, созданную волей Бога. В пещере алтарь, посвященный святому Иоанну Крестителю. Бог воздаст должное стойкости души твоей.
Потрясенный дон Хуан спустился несколько ниже и действительно обнаружил большую пещеру, в которой спокойно могло поместиться человек 500. В пещере он обнаружил также и образ святого Иоанна Крестителя, размещенный на небольшом импровизированном алтаре. Дон Хуан остался жить в этой пещере до конца дней своих. Когда же он почувствовал, что конец уже близок, то высек на алтаре следущие слова: «Я, Хуан, первый отшельник, поселившийся в этом месте, пронесший через жизнь любовь Господа Бога, трудился в меру сил своих для того, чтобы построить тут часовню в честь Иоанна Крестителя , теперь оставляю этот мир. Аминь»





…Прошло сколько-то лет. Мавры с ужасающей скоростью завоевали практически весь Иберийский полуостров. Однажды молодой готский дворянин из Сарагосы по имени Вото отправился на охоту в горы. Целью охоты был, конечно же, благородный олень, водящийся в изобилии в здешних лесах. И вот, когда цель была уже близка, конь под охотником сорвался с обрыва. Вото вознес свои молитвы к святому Иоанну Крестителю, чтобы тот спас ему жизнь. И, о чудо! Конь мягко приземлился чуть ниже той горы, с которой слетел. Не верящий своему счастью Вото, прошел немного вперед по тропинке и увидел большую пещеру, а в ней алтарь с изображением Иоанна Крестителя , а на алтаре покоится главою отшельник Хуан из Атареса.
Вернувшись домой в Сарагосу, он рассказал, что с ним приключилось. Семья возрадовалась чудесному спасению Вото. Вото и его брат Феликс задумываются над свершившимся чудом, над ситуацией в стране, где господствуют сарацины, о бессмысленности того образа жизни, который они ведут, и приходят к единому решению, также как и Хуан из Атареса посвятить остаток дней своих служению Господу. Они вместе вернулись в пещеру, захоронили останки старого отшельника и поселились там. Питались травами, кореньями, плодами местных растений, построили две часовни и проводили свои дни в спокойствии и молитвах.

Очень мелкие картинки, но лучших не нашла. Слева - Вото и Феликс у останков дона Хуана. Справа – Вото, нашедший отшельника, картина Juan Pérez Galván 1631г





Через несколько лет к ним присоединились еще два отшельника из Сарагосы - Бенедикт и Марсело. В период с между 716 по 724 в пещеру под покровительство четырех отшельников прибыло около трехсот христиан, ищущих убежища от мавров. В этой пещере был рожден замысел освобождения родной земли от мусульман. Так что место это можно назвать колыбелью испанской Реконкисты. В этой же пещере был провозглашен первый король Собрарбе – дон Гарсия Хименес, сеньор de Amezcoa y Abárzuza. И немногочисленное войско под управлением дона Гарсия покинуло свое укрытие в 724г и под покровом ночи захватило Айнсу, которую и сделали первой столицей новорожденного королевства. Победа воодушевила маленькое войско, они освободили еще несколько окрестных деревень, тем самым расширив пределы своего королевства. Как утверждал Гарсия Хименес, Божественное провидение было на их стороне, потому что накануне боя он увидел крест, огнем горящий на дубе. В последствии красный крест на дубе он сделал своим гербом




а много позже это изображение вошло и в герб Арагона.









По указанию Хименеса в 732 году в пещере Сан Хуан де ла Пенья была построена церковь и основан монастырь, где он и был захоронен после своей смерти в 758 году.

... А в это время, в захваченных маврами землях будущего королевства Арагон, метался из угла в угол несчастный епископ Уэски Ацискло. После того как войска Тарика молниеносно завоевали полуостров, епископ спрятался в пещерной церкви в Yebra de Basa. А вместе с епископом там нашла убежище и одна из самых знаменитых реликвий христианского мира – каменная чаша, называемая Святым Граалем. Вернее, Граалем-то ее стали называть всего тысячу лет назад. Понятное дело, существует множество мнений на тот счет, что именно считать Граалем – чашу, камень, копье, блюдо…Лично я после недавнего прочтения книги Хэнкока склоняюсь к мнению, что это Ковчег Завета :) Но большинство человечества все же поддерживает версию, что Грааль это чаша. Та, из которой пил Христос во время Тайной вечери…
(правда, на знаменитой картине чашу что-то не видать :)




...и та, в которую Иосиф Аримафейский собирал капли крови Иисуса, снятого с креста. (последнее утверждение тоже спорно, поскольку непосредственного указания на данный факт в Библии нет, а узнаем мы об этом из легенды, пересказанной Робертом де Бороном в 1215 году )

Иосиф Аримафейский кисти Pietro Perugino




Существует и множество версий относительно дальнейшей судьбы чашы. Но по одной из них чашу святой Петр принес с собой в Рим, а оттуда во времена папы Сикста II ( в третьем веке), во время гонений христиан при императоре Валериане, дьякон Лаврентий ( он же Лоренцо), в чьем ведении было церковное имущество, решил спасти чашу, отправив ее с верным человеком на совю родину – в испанскую Уэску. Где она и хранилась бы, если бы войска Тарика не заполонили Иберию…
…И вот чаша начинает кочевать в поисках надежного убежища. Из Yebra de Basa она перемещается в Вирхен де ла Пенья в Aniés, затем в Сан-Кристобаль Bolea, затем Lierta, Onsera, множество других мест, Санта-Силию и, наконец, находит это убежище в Сан Хуан де ла Пенья.






В настоящее время чаша хранится в кафедральном соборе Валенсии. Ученые датируют ее 1 в.до н.э.- 1 в.н.э. и подтверждают, что изготовлена она была предположительно в Иордании либо близлежащих восточных землях. Ватиканом она, кстати, официально признана, как Святой Потир (Santo Caliz), , из которой пил Христос во время Тайной вечери. Но не следует отождествлять это понятие с понятием Святой Грааль.






В начале своего существования монастырь несколько раз подвергался перестройке, в 920г и в 960г. В 959 г указом Гарсия Санчеса монастырю были дарованы особые привелегии, а в 1025г монастырю разрешают принять устав святого Бенедикта, что автоматически означало переход на служение месс по латинскому обряду. До того мессы служились по мосарабскому обряду. Слово «мосарабский» у меня ассоциировалось с арабами, думала, что этот литургический обряд сложился под влиянием завоевателей. Но оказалось все совсем не так. Мосарабский обряд скорее можно назвать вестготским и он появился в Испании задолго до появления арабов. Но и это оказалось еще не все! Мессы хоть и служили по этому обряду при вестготах, но появились еще и до вестготского завоевания! Самые первые в истории Испании епископы имели тесные связи с Византией, один из них 20 лет прожил на Востоке и перевел на латынь восточные соборные правила; другой 17 лет провел в Константинополе. Оттуда и пришел обряд. Интересно, что в некоторых храмах Испании он сохранился до сих пор, к примеру, в Толедо.
Поставлю «пластинку» в качестве музыкального сопровождения :)




В Старом монастыре находится королевский пантеон. Здесь покоятся короли Арагона и всяческая местная знать.










Очень интересно разглядывать надписи и рисунки на захоронениях
















Вот за этой плитой покоится дама. Об этом можно узнать по овалу, повторяющему очертания женского лона.






Встретилось на могилах и несколько крисмонов






В 17 веке в монастыре случился пожар. После этого был построен новый монастырь и монахи перебрались туда. Черные следы от пожара видны и сейчас











Но самая красивая часть Старого монастыря – это сохранившиеся капители монастырского клуатра.




Дальше много фото :)



































Над этой дверью в мосарабском стиле надпись: «Через эту дверь истинно верующие попадают на небо» .





Судя по тому, что мы туда не попали, а лишь увидели небо над собой, мы пока еще не истинно верующие :)





Tags: camino, Грааль, Испания, монастыри, путешествия, святые, эрмитажи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments