sg59 (sg59) wrote,
sg59
sg59

Categories:

Canfranc Estacion

Часть 3


Забыла упомянуть, что к моменту открытия вокзал в Канфранке был самым длинным в Европе. А при постройке его была использована самая передовая на тот момент технология железобетонных конструкций. Кроме того, рядом с вокзалом выстроился целый городок из жилых домов, ведь обслуживающему персоналу надо было где-то жить, само же пуэбло, давшее название станции – Канфранк, находилось в 4,5км отсюда.









...Но вокзал не оправдал возложенных на него надежд. Предполагалась, что теперь перемещение из Испании во Францию станет намного удобнее и быстрее. Но на деле для проверки таможенными и пограничными службами приходилось покидать вагоны, выходить с вещами, тащиться далеко по платформе, потом опять загружаться уже в другие вагоны,поскольку ширина колеи в Испании и Франции была разной, в общем, стоянка растягивалась на часы. Вскоре поток желающих перемещаться в этом направлении резко уменьшился.



А в 1931 году в результате почти бескровной революции пала монархия. Власть перешла к республиканским властям. В течение нескольких последующих лет власти проводили неудачные аграрные реформы, правительство потихоньку все левело и левело, и в 1936 году вспыхнул мятеж, началась гражданская война. Станцию в Канфранке закрыли.
Первоначально лидером восставших мятежников был генерал Хосе Санхурхо. Но сразу же после начала восстания он погиб в авиакатастрофе, направляясь на территорию, занятую националистами (так называли восставших). 29 сентября 1936 г. состоялись выборы нового вождя среди генералитета восставших, на которых победил Франко — он был молод, энергичен, умён, не имел политических пристрастий — он не был в отличие от других генералов ни фалангистом, ни монархистом, ни правым республиканцем. Ему был присвоен чин генералиссимуса и титул каудильо (вождя).





Война в Испании из граждаской стремительно стала превращаться в интернациональную, поскольку на помощь республиканцам пришел Советский Союз, Франко же быстро нашел общий язык с Гитлером и Муссолини.







В Арагоне проходили самые ожесточенные бои. Городок, крепость Coll de Ladrones и остальную округу наводнили военные


















1 апреля 1939 года генералиссимус Франко объявил о победе национальных сил. 15 марта 1940 года был пущен первый поезд из Франции через Канфранк. А уже через два месяца Германия оккупировала Францию и железнодорожное сообщение опять было закрыто, поскольку Франко предпочел держать нейтралитет в мировой войне.

Испания формально во Второй мировой не участвовала. Но на деле Франко пришлось расплачиваться с Гитлером за помощь во время гражданской войны. На немецкие предприятия стало регулярно поступать стратегическое сырье – вольфрам из галисийских шахт. С этой целью немцы задействовали спящую железную дорогу. И пока во всей Испании царил нейтралитет, в Канфранке расквартировалась группа офицеров СС и гестапо.






По иронии судьбы, почти неработающая ранее станция начала эксплуатироваться в полную силу. Помимо вольфрама в Германию экспортировались оливковое масло, сардины и апельсины. Немцы пользовались этой магистралью с 1942 по 1945 год.
После станция опять заснула на несколько лет, - Франко опасался возвращения из-за рубежа бывших республиканцев. Вокзал вновь начал действовать только в 50-е годы. И, в основном, для того, чтобы экспортировать испанские кукурузу и апельсины. Хотя железной дорогой также охотно пользовались паломники во французский Лурд, ведь от По до Лурда буквально рукой подать.
Утро 27 марта 1970 года было холодным. Рельсы покрывал тонкий слой льда.Состав, груженый кукурузой, уже миновал границу и медленно полз по территории Франции от станции Urdos по направлению к Bedous. Напряжение тока в поезде было в полтора раза ниже нормы. И на подъеме произошло неожиданное: состав, как по лыжне покатился в обратную сторону. На большой скорости поезд выкатил на мост в районе L’Estanguet и вместе с этим мостом рухнул вниз. Машинисты успели выпрыгнуть, человеческих жертв не было. Но железнодорожное сообщение между Испанией и Францией было прервано.








Французская сторона посчитала ущерб, сравнила его с извлекаемой от работы дороги прибылью, и пришла к выводу, что дешевле будет движение не восстанавливать. Больше ни один состав не прошелся по рельсам от По до Сомпорта. Вместо поездов начали изредка курсировать автобусы, причем во Франции они вписаны в железнодорожное расписание. Проросла травка между шпал, вокзальчики французской стороны стали использоваться местными жителями в других целях, а в L’Estanguet до сих пор можно увидеть остатки моста.








Вокзал закрылся и заснул, в своих снах вспоминая счастливый 1928-й… При обильных снегопадах повредилась крыша, и снег с водой без труда проникали в помещение. За закрытыми дверьми все постепенно стало разрушаться и ветшать. Лишь редкие любопытствующие граждане проникали вовнутрь, чтобы осмотреть былую роскошь.























Несчастные вагончики, некогда очень нарядные, разделив судьбу вокзала, остались навечно в пиренейской глуши…
















В октябре 2000 года француз испанского происхождения Джонатан Диас, подрабатывающий гидом, ежедневно пересекал франко-испанскую границу вместе со своими немногочисленными туристами-клиентами. У него была возможность полазить по разрушающемуся зданию. И в одной из комнат он обнаружил большие плетеные корзины, битком набитые старыми документами.
Диас тщательно просмотрел найденные бумаги: это была документация за 30, 40, 50 и даже 60 годы. Его привлек документ за подписью Пабло Иглесиаса. И потому прихватил с собой домой «почитать» небольшую кучку бумажек. Каково же было его изумление, когда сложив один документ за другим, обнаружилось, что во время войны через Канфранк проследовало большое количество золотых слитков.






Ему сразу припомнились те истории, что рассказывали о Канфранке бабушки и дедушки, помнящие немцев, разгуливающих по станции… Диас снова надел плащ, взял с собой фонарик и помчался обратно в Канфранк. Было 11 часов вечера. Подсвечивая себе фонариком, быстро собрал бумаги в мешок и отправился с ними домой.





С этого момента вся его жизнь связана с этими документами. Он начал их читать, используя специальную жидкость для восстановления текста. Но скоро понял, что самому не справиться. Поехал в Сарагосу и обратился за помощью и информацией к историкам. Но испанцы проигнорировали его просьбу. Тогда Диас обратился за помощью к французам и швейцарцам. Обнаруженные документы стали настоящей сенсацией. Наконец-то открылась одна из загадок уходящего века: куда пропало золото III рейха.
Возможно, эти документы являются лишь копиями, а подлинники в свое время были отправлены в главное таможенное управление, в Мадрид, где и были уничтожены.
Согласно документам с середины 1942 по декабрь 1943 года через Канфранк проследовало 45 конвоев с 85-тью тоннами золота. Того самого золота, которое было отнято у сосланных в концлагеря миллионов европейцев. И нейтральные Швейцария, Испания и Португалия поучаствовали в этом процессе.




Сначала золото переплавлялось в слитки, накапливалось в швейцарских банках, затем отправлялось через Пиренеи. 12 тонн золота и 4 тонны опия осело в Испании в качестве платы за вольфрам. 74 тонны золота, 4 серебра, 44 оружия, 10 тонн часов и ювелирных украшений отправилось транзитом из Испании в Португалию. Не надо забывать, что именно Португалия оказалась впоследствии для многих нацистов воротами в Южную Америку, многие из них осели в Бразилии, Аргентине, Уругвае и других странах.
Вскоре СМИ устроили шумиху вокруг находки Диаса, и испанское управление железной дороги начало кусать локти по тому поводу, что они сами не отследили документацию, теперь приходилось пребывать в роли козла отпущения. Зато было принято решение открыть в Сарагосе целую лабораторию, которая будет заниматься найденными бумагами, ведь Диас увез с собой лишь малую их толику.






И если для журналистов история переправки золота через Канфранк стала сенсацией, то для жителей Канфранка вовсе нет, поскольку там еще живы те, кто держал ящики с золотом в руках, к примеру 87-летний Даниэль Санчес.






Он утверждает, что отвечал за перегрузку ящиков с золотом из швейцарских вагонов в грузовые машины, которые отправлялись в Мадрид и в Португалию. Причиной перегрузки была разная ширина колеи на французской и испанской стороне.
Слитки были упакованы по 4-5 штук в каждом ящике.

В 2004 году все документы, аккуратно лежащие в плетеных корзинах, были собраны в одном помещении закрытого вокзала и подготовлены для перевозки в Сарагосу. Но когда на место прибыли сотрудники ЖД и журналисты, корзины были найдены разбитыми, а документы перемешаны и в полном хаосе разбросаны по всему вокзалу…Кто-то, даже спустя 60 с лишним лет, не был заинтересован в том, чтобы их прочитали.






Зловещая тень Гитлера нависла над вокзалом…:)))






Диас издал книгу о собственном проведенном расследовании.








Да и не только он, о Канфранке вышло несколько книг.






Интересно, что мне в одном из блогов встретились старые фотографии сына кассира таможни Канфранка, работавшего в те времена. Так вот он утверждает, что ничего такого не было, поскольку через руки его отца проходили не только деньги, но и документы, и ничего «такого» папа не упоминал :)
Фото папы уже 1951 года, сделанное в Канфранке






Но поднятая вокруг Канфранка шумиха заставила испанцев, да и не только их, пожалеть спящий вокзал и задуматься над его судьбой. Так родился очередной безумный план вдохнуть в него новую жизнь. Появился архитектор, который разработал проект по размещению в бывшем здании вокзала шикарной гостиницы со СПА зоной и всяческими развлечениями. Ну, не знаю… Будет ли это востребовано, да еще в таких масштабах. Но факт есть факт, крышу и фасад уже отремонтировали. Во всяком случае, на фотографиях двухлетней давности здание было полностью одето в леса, теперь же, как вы это, наверное, заметили на моей фотографии, лесов уже нет. :)







Испанские электрички из Сарагосы раз в день доходят до Канфранка. Правда, вокзал при этом не используется, только платформа.






А люди продолжают мечтать о возобновлении сообщения между Испанией и Францией. Периодически устраивают многочисленные митинги, на которые съезжаются многие европейцы, мне как-то попалась даже фотография из голландского блога.






Кстати, о блогах. Некоторые пишут в них свои ностальгические воспоминания, как они, будучи маленькими детьми, вместе с родителями с ветерком проезжали этой дорогой.





А некоторые оставляют на заборе цветные ленточки и замочки...









Tags: camino, Испания, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments