sg59 (sg59) wrote,
sg59
sg59

Category:

По Питеру и около с фламандскими друзьями. Храм Спаса на Крови.

Часть 2
Храм Спаса на Крови

Из питерских фотографий Анн прислала только белок, да церковь Спаса на Крови. Остальное жду ))) Белок уже показала, так что теперь переходим к церкви Спаса на Крови )))
Большинству знакомых про эту церковь и так все известно, но для меньшинства все-таки рассказик.

Храм Спаса на Крови, построенный по проекту архитектора Альфреда Парланда, считается одной из главных достопримечательностей не только нашего города, но и страны.

фотографии Ann Backx













Храм немного выступает вглубь канала, словно выходя за пределы набережной. Причина, по которой набережную достроили ради возведения собора, известна почти каждому – именно на этом месте 1 марта 1881 года пролилась кровь императора Александра II, сраженного взрывом бомбы. Пять раз до этого пытались убить царя, и шестая попытка оказалась удачной.
Нашла очень интересную подборку рисунков и ретро материалов о гибели царя в журнале у ne_nai
http://ne-nai.livejournal.com/59587.html








К рассказу о гибели царя еще вернусь, а пока о том, что происходило позже.
На следующий день после покушения , 2 марта, Городская дума на чрезвычайном заседании приняла решение просить нового императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему государю.





Новый царь распорядился часовней не ограничиваться, а построить целый собор, внутри которого повелел оставить нетронутым участок мостовой, на который пролилась кровь его отца. Храм, посвященный царю-мученику, строили на собранные по всей России средства. Строительство длилось 24 года, собор был освящен 19 августа 1907 года.



Император Николай II и Императрица в сопровождении свиты и роты Дворцовых гренадер идут с крестным ходом вдоль «Спаса на крови». 1907








При строительстве храма были применены новые технологии, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп.


Фото Wim Bauwens


«Экскурсоводы, которые сегодня работают в соборе, любят эффектно забрасывать пораженных туристов числами и пропорциями – в истории храма символичных совпадений действительно немало. Например, высота центрального сооружения составляет 81 метр, что соответствует году гибели Александра II, а второй по высоте купол возвышается в 63 метрах над мостовой – император в момент покушения был на 63-м году жизни. На внешнем цоколе храма можно насчитать двадцать красных гранитных табличек с описанием главных деяний царя-мученика.
Есть и менее достоверные истории, связанные с числами. Ходит легенда, что где-то в храме хранится икона, на которой проступают роковые для российской истории годы: 1917, 1941, 1953, а также еще какие-то, пока нечеткие. Якобы цифры становятся все отчетливее с приближением новой трагической даты.»
http://www.spb.aif.ru/culture/event/


Фото Wim Bauwens

Из Википедии:
«В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, - взорвать храм как объект, лишенный художественной и архитектурной ценности.» Не могу себе даже представить, как можно было вынести такое решение!!!
« В стенах даже просверлили ниши и уже начали закладывать взрывчатку, когда началась Великая Отечественная война. У подрывников появилось много другой работы, и о разрушении церкви забыли.»
http://www.spb.aif.ru/culture/event/
Из Википедии:
«В годы блокады в соборе размещали морг( !!!) , сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.
В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. При осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Работы по его обезвреживанию начались под руководством бывшего пиротехника В. И. Демидова утром 28 октября 1961 года, их проводили шесть человек: верхолазы Евгений Касьянов, Вячеслав Коробков, Владимир Майоров, Александр Мацкевич, Владимир Смирнов и бывший сапёр Валентин Николаев. Это была уникальная операция, потребовавшая от её участников не только мастерства, но и незаурядного самообладания и мужества. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот.
В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.
В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81_%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8


Фотографии Ann Backx









Еще в 20-е годы, чтобы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на дно канала Грибоедова. Когда Спас-на-Крови начали реставрировать, никак не могли отыскать кресты. А «случайный прохожий, знавший легенду от деда, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно - ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.»
http://www.tayni-mirozdaniya.ru/2015/07/7.html

Фото Wim Bauwens



19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.
23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.
БОльшую часть своей жизни мечтала увидеть Спаса-На-крови без лесов. Будучи студенткой, каждый день ходила мимо него на занятия, лишь пытаясь представить, что скрывается за облепившими собор досками.

Фото Ann Backx

Мечтала не только я. Слова из песни Александра Розенбаума «Налетела грусть»:
…Хочу придать домам знакомый с детства вид,
Мечтаю снять леса со Спаса-На-крови…
И все-таки я счастливый человек, поскольку желание сбылось еще при жизни ))) Но веры в то, что это случится, было мало. В народе даже ходило поверье, что как только со Спаса снимут леса, развалится Советский союз. Ну и вот вам факт: в 1991 году леса наконец-то сняли, а в августе того же года пришел конец Союзу Советских Республик.

Если уж коснулась темы городских легенд, то стоит рассказать одну из самых известных.
Легенда о призраке Софьи Перовской.

Легенда эта излагается много где , текст беру отсюда: http://paranormal-news.ru/news/prizrak_sofi_perovskoj_u_kanala_griboedova/2016-07-22-12446

«По мнению некоторых жителей Петербурга, истинное лицо «северной столицы» открывается только под покровом ночи. Только в темноте можно увидеть крадущиеся мрачные тени, услышать шепот за закрытыми дверями или пронзительные крики душ самоубийц на лестничных клетках старых домов.»

Фото Ann Backx




«Одним из самых жутких петербургских привидений считается Софья Перовская — ее тень можно увидеть на одном из мостов канала Грибоедова, где ежегодно появляется призрачный силуэт женщины с синюшным лицом, на шее которой видны следы от веревки.
В руках она держит белый платок, которым подавала сигнал народовольцам к убийству Александра II. Когда на набережную выехал кортеж императора, возвращавшегося в Зимний дворец, хрупкая девушка, стоявшая около ограды Михайловского сада, замахала белым платком.
Это был знак боевикам из «Народной воли» — Николаю Рысакову, Игнатию Гриневицкому и Ивану Емельянову занять места вдоль канала с таким расчетом, чтобы по очереди метать бомбы в царскую карету. Если бы первый взрыв не привел к гибели царя, в дело должен был вступить второй бомбометатель, если бы и ему не повезло, предполагалась и третья попытка.
Первым на пути следования экипажа Александра II стоял Рысаков, который и метнул бомбу. Однако Александр II не пострадал: карета императора из-за частых покушений с некоторых пор была бронированной. Вдобавок, Рысаков бросил бомбу недостаточно точно, и она взорвалась в стороне от кареты, а не под ней. В результате взрыва погибли несколько стоявших на обочине горожан, в том числе, ребенок.
Тем не менее, карета получила достаточно сильные повреждения и не могла продолжать движение. Тут же место теракта было окружено толпой зевак и несколькими полицейскими, а вокруг императора собралась его личная охрана.
Николай Рысаков попытался скрыться, но был схвачен и подведен к императору. На вопрос государя, кто он такой, Рысаков назвался мещанином Глазовым — в столице он проживал по подложным документам именно на эту фамилию.
После этого Александр II стал осматривать место взрыва, хотя сопровождающие убеждали его скорее отправляться на санях в Зимний дворец. Шаг за шагом император приблизился к парапету Екатерининского канала, возле которого стоял Игнатий Гриневицкий. Подождав, когда царь достаточно близко к нему подойдет, народоволец бросил бомбу — примерно посередине между собой и Александром II.
Взрыв убил несколько человек из толпы и нанес тяжелые увечья как царю, так и Гриневицкому, фактически оторвав им ноги. От полученных ран спустя час после покушения Александр II скончался. Вечером того же дня в тюремном госпитале умер и Гриневицкий. Он так и не назвал своего настоящего имени — его личность была установлена лишь месяц спустя.
Все участники террористического акта, в том числе, Софья Перовская, были найдены и арестованы практически сразу же. Десятого марта того же года над ними состоялся суд, на котором все обвиняемые были приговорены к смерти. Приговор был исполнен спустя несколько дней: цареубийц повесили на плацу Семеновского полка.




В западной части храма Спаса-на-Крови, под специальной сенью до сих пор можно увидеть сохраненный фрагмент старинной набережной: часть решетки, плиты тротуара и булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, царь.


(Фото Ann Backx)


Народная молва утверждает, что до сих пор, если подойти к этому мемориальному месту, можно уловить присутствие призрака невинно убиенного государя и услышать его стоны. Правда ли это или нет, трудно сказать — возможно, кому-то из посетителей храма, действительно удавалось здесь увидеть (или услышать) тень былого.
Что касается близлежащего моста Екатерининского канала, то дурной славой среди петербуржцев он пользуется еще с конца XIX века. Как гласит городская легенда, когда в начале марта на город ложится сырая, туманная ночь, а ветер и мокрый снег слепят глаза, горе тому припозднившемуся прохожему, которому повстречается на мосту размытая девичья фигура в длинном платье!
Взмахнет кружевным платочком призрачная девушка, и упадет несчастный в воду, пойдет ко дну, словно камень. А спустя несколько дней в канале найдут еще одного утопленника...
Действительно ли погибшая террористка забирает жизни запоздалых путников или это просто одна из городских «страшилок» — трудно сказать. Но мало кто рискует проверить истинность этого утверждения на себе.
Тем не менее, появление Перовской на мосту бывшего Екатерининского канала — давно известный и подтвержденный многими очевидцами факт.»


Фото Ann Backx

Пока что мы все бродили вокруг храма. Внутри же он представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров.

Фото Ann Backx












Вставлю и несколько своих фотографий.




Вим демонстрирует Насте, как правильно смотреть мозаики )))



Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
«Живописные эскизы для мозаик создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной манерой. Лучше других восприняли специфику монументального искусства Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, и В.М.Васнецов. Диапазон их творческой манеры весьма разнообразен: от византийских традиций и канонов академизма до стилистических приемов модерна."
http://spas.spb.ru/?p=464









Наши гости не только любознательны, но и очень разговорчивы. Собеседников находили всюду )))



Но вернусь к фотографиям Анн.














Внутри храма непередаваемое ощущение сияния.























Справа и слева от иконостаса, если поднять голову, можно увидеть две очень необычных мозаики – Христа в виде ангела и Христа в виде отрока. В этом облике Спасителя изображают крайне редко, и в Петербурге это единственные изображения такого рода.









После храма пошли обедать в «Теремок». В ожидании блинов обсуждаем предстоящую поездку в Сестрорецк





Tags: город, друзья, легенды, фотографии
Subscribe

  • Torres de Berrellén – Utebo – Zaragoza

    Следущая ночь была проведена в местечке Торрес де Беррельен. Там есть нормальное альберге, прямо напротив мэрии. Как только я вошла в деревню, ко мне…

  • Tudela – Gallur - Alagon

    В этот день дорога была несколько поинтереснее. По дороге 2-3 раза в день проезжали машины. Люди в них бывали разные. Дважды машины…

  • Аисты улетели, но обещали скоро вернуться! Альфаро- Тудела

    Утром в Альфаро. Collegiata di San Miguel di Alfaro Но славится коллегиата , в первую очередь, самой большой в мире…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments